«ЧП» на Сахалине.http://www.sakhalin.ru/Region/Town/yuzhno.htmВместо предисловия.
Страницы этой писанины я посвящаю своей ненаглядной. Которая в меня поверила (39 лет назад). И поддерживает меня все эти годы в моих самых сумасбродных идеях и начинаниях. Являясь одновременно и помощницей, и моторчиком, и критиком «в одном стакане». Так как родилась она в самый короткий день года – то пусть этот фотоотчёт будет для неё светлым лучиком в самой длинной ночи декабря.
С днём рождения дорогая моя козерожка.
Рассказывать о вкусе устриц (по-Жванецкому) или крабов и красной икры-«пятиминутки» (как в нашем случае) можно очень долго.
Особенно это будет интересно для тех, кто их не никогда не пробовал.
Но лучше всё-таки попробовать этот деликатес (настойчиво рекомендую), а потом уже о нём сказы сказывать.
Смакуя подробности…
Так же долго можно рассказывать и про удивительный остров Сахалин.
Поэтому вместо длинных и нудных фраз про каторжный остров я предложил бы посмотреть снимки участников команды «ЧП».
Сделанные на острове с одиннадцатого по двадцать седьмое сентября 2014года.
С комментариями в виде путевых заметок.
И некоторыми отступлениями в виде дат, имён, координат, мыслей, очень большого количества ссылок и пояснительных записок «на манжетах»
Идея.Как и все подобные «сумасброды» - она родилась почти внезапно и вынашивалась, как любимое дитя, очень долго – девять месяцев. Хотя и была закономерной. Учитывая прошлое автора этих строк. Случилось это во время БЗП-14 (большого зимнего путешествия) от Сызрани до Волгограда на авто.
http://podonu.ru/forum/index.php?topic=3958Когда и была почти спонтанно создана команда «ЧП». В недрах экспедиции «Средний Дон»
www.podonu.ruПользуясь случаем, огромное «мерси» всем «подонкам» и конкретно администраторам сайта:
Дмитрию aka Dmitriy_K
Олегу aka Racer
Оксане aka Ноябрина
приютивших нас на форуме.
И для которых, смысл фразы Сергея Федина вовсе не пустой звук:
«Люди делятся на тех, кто интересное для других делает интересным для себя и тех, кто интересное для себя делает интересным для других».
Так же как и они - автор предпочитает относиться к последним.
И таких уважает!
Позже идея была «оформлена» в отдельную тему
http://podonu.ru/forum/index.php?topic=4045 с перипетиями, обсуждениями и принятием окончательного решения.
Для тех, кто уже был (или живёт) «там» и для кого интересны только «картинки» можете смело пропустить весь текст. Впрочем, как и «карточки» - в Интернете все они есть (или почти) в очень больших количествах. Текст может принести пользу только для тех, кто хотел бы «там» побывать, не наступать на «организационные грабли», интересное для себя делает интересным для других и просто любит путешествовать.
ПАСПОРТ МАРШРУТА1. Название маршрута – Авто-пеший Сахалин
2. Контактная информация заявителя (адрес, электронная почта) -,
dewa43@mail.ru 3. Наименование организации (команды, инициативной группы и проч.) Команда «Честный паркетник» разные города РФ
4. Город нахождения группы –Волгоград, Воронеж, Тула, д.Чулково (Московская обл.), п.Катуар (Московская обл.), Южно-Сахалинск,
5. Информация об участниках маршрута:
№ Ф.И.О. Возраст Опыт участия Должность в группе1. Алексеев А.А., aka Антон_а, 28, М/с, спортивное троеборье III к. гор. Кавказ - 2011
авто Карелия, Казахстан, Крым, Волга, Калмыкия, регионы РФ, Беларусь, Украина
Штурман, техконсультант
2. Корт А.А., aka cortetey, 37, б/к авто Карелия, регионы РФ, (не полные данные) Техконсультант, к.т.н.
3. Стамур А.В., aka Stamur, 41, Кмс, туризм Техконсультант
Yк.водн. рук. каяк, Саяны,
YI к.водн. каяк Кавказ,Карелия, Тува, Саяны, Алтай,
III к.гор. Кавказ, Тува, Саяны, Алтай,
Авто Карелия, Кавказ, регионы РФ, (не полные данные)
4. Стамур Т.Ф., 37, II к. гор. Кавказ б/к авто Карелия, регионы РФ (не полные данные) Повар
5. Сущенко Н.И., 57, б/к, пеш Курилы авто Карелия, Казахстан, Калмыкия, Украина регионы РФ Повар
6. Сущенко А.И., aka Бывший, 57, Кмс, л/а, III к. пеш. Курилы, II к. пеш. рук. Сахалин,
б/к авто Карелия, Казахстан, Калмыкия, Украина регионы РФ Организатор, завхоз
Все участники имеют опыт длительных путешествий 6. Территория (район путешествия): остров Сахалин
7. Вид туризма: авто (комбинированый)
8. Способ передвижения: авто, пеш.
9. Сезонность (время года): сент. 2014
10. Сведения о маршруте
• общая протяженность в днях: 14 (12) дней
• общая протяженность в км: 2 184км (учитывая применение на НОАХ не типовых колёс (185х65хR14), а использование 215х90хR15 - реальный километраж возможно больше на 15-20%)
• количество ночевок: 14 (12)
• пункт начала маршрута: Южно-Сахалинск
• пункт окончания маршрута: Южно-Сахалинск
• количество стоянок с местом для разведения костра или горелки: 10 с применением только газовых горелок – экологический принцип команды «ЧП», применяемый во всех регионах проводимых путешествий.
11. Карта-схема маршрута (пункты начала и окончания маршрута, места ночевок, стоянок, экскурсионных и иных объектов, представляющих интерес для туристов)
Поэтому осмелюсь начать с тех, кто прошёл весь маршрут и был причастен к нашей поездке. Участники:Андрей и Таня аkа Stamur (Волгоград и Тула)
Андрей аkа cortetey (Воронеж)
Антон аkа anton_a (Бронницы, д.Чулково в Подмосковье)
Анатолий и Наташа аkа Бывший (он же Dewa43), аномальная провинция Катуар и Южно-Сахалинск
Местные:Ваня аkа Color
и Катя аkа Матифа (маршрут со Стародубского до водопада на притоке р.Черемшанка и следование до бухты Тихой) на Форд-Мазда (басик)
Паша aka Калючий (маршрут со Стародубского до Взморья)
Алексей aka Tsar_lekseich (маршрут от Гастелло до северОв и обратно через Бошняковкий перевал и мысы Ламанон и Стукамбис - до Южно-Сахалинска) на Тойота-Кариб (стоковая пузотёрка)
Олег Михалыч и Олеся аkа Скептик на Мицубиси-Делика (басик) мыс Птичий
Лена аkа ТЕА и Дима на Мицубиси-пузотёрка мыс Птичий
и вся (вышеперечисленная) компания в сборе на мысе Птичьем на заключительном этапе.
Фото будет прикреплено позже (прим.авт.)
Пользуясь случаем - ВСЕМ большое СПАСИБО за посильное участие в мероприятии!!!А также.
Саше и Кристине за приют, угощения, чай и помощь в "доводке пепелаца до транспортного состояния" и поисках танковых капониров в дождь возле Стародубского.
Паше aka кАлючий за крабовый рынок, экскурсию на место синтоистского храма во Взморье, интересный рассказ.
Сергею aka Штурман за консультации (по телефону)
Ире Величко за предоставленную квартиру в Александровске-Сахалинском во время дождя.
Николаю Михайловичу за прекрасный музей в Смирных, патроны от японской винтовки "Арисака" и четырёхсуточное ожидание.
Темуру Мироманову - наследственному директору музея А.П.Чехова (музей был организован в 1896году) за экскурсию через каторжанский туннель на мыс Жонкиер, интересный рассказ про скалы «Три Брата и Три Сестры» и сопровождение на обзорную площадку.
Диме aka Тормоз за пророчество, что наш пепелац "не доедет и развалится" - проехали, однако...
Олегу Владимировичу - "Российские технологии" за подготовку авто, замену всего что можно заменить и предоставленный подъёмник для замены тормозных колодок
И, соответственно, всем форумлянам (с различных сайтов), оказывающим помощь в сборе и подготовке информацииюо по нашему маршруту.
Отдельная благодарность Олегу Михайловичу aka Скептик за далеко не скептические замечания «по поводу и без». Они позволили более трезво оценивать свои силы и тонко уловить грань между полным экстримом и полным головотяпством.
И коллективу ООО "Мост" спонсору поездки, представившему "на полное растерзание и не полное утопление" нашего "Ноевого ковчега" и возможность хранить шмурдяк и харчи.
Километраж:2 184км (учитывая применение на НОАХ не типовых колёс (185х65х14), а использование 215х90х15 - реальный километраж возможно больше на 15-20%)
Время: 13-09-2014 командный старт в аэропорту Хомутово в 9-10
27-09-2014 финиш на пл.Победы в 21-06
Максимальная скорость: 109км/час, средний расход топлива около 19л/100км
Топливо: Соляр (от 27,50руб/л отправлено с Москвы 320л, по острову в среднем 40руб/л, в Углегорске 44руб/л)
Затраты: Питание, проживание, топливо, замена тормозных колодок - около 12тыр/чел (без стоимости перелёта на одного участника)
Более детально затраты можно посмотреть здесь:
http://podonu.ru/forum/index.php?topic=4045Матобеспечение:Стоковый микроавтобус без шнорхеля Лит-Айс «НОАХ» 1998г.в., лифт 4см, применение «дубовой резины» от «УАЗ» 215х90х15, походный шмурдяк, хай-джэк (не пригодился), бензопила «Штиль», инвертер 12х220, 300вт, газовая плитка и газовый баллон на 5л (заправку нашли только в Южно-Сахалинске), аптечка.
Навигация: GPS-навигатор с комплектом карт для местности, по которой проходил маршрут экспедиции. Бумажные топографические карты и автомобильный атлас на весь маршрут следования (не пригодился)
Магнитный компас (не пригодился)
Связь: Стационарная СВ радиостанция - обязательна. Или LPD-портативные УКВ радиостанции 433 мГц для связи.
Мобильный телефон (желательно МТС + Мегафон или МТС + Билайн, озаботиться роумингом). Как показала практика все обещания материковских сотовых провайдеров "про безлимитку" - это пустой звук. Здесь "климат иной"
Комплектация автомобиля:
Комплект полноценного инструмента
Запасное колесо
Маслянный фильтр
Два воздушных фильтра +1
Масла и технические жидкости на одну полную замену
Тормозная трубка (наиболее длинная из идущих к колёсам)
Тормозные шланги.
Комплект тормозных колодок (были приобретены «в процессе»).
Запасные лампочки головного света.
Комплект для ремонта проколов колес.
Манометр.
Армированный скотч, изоляционная лента, пластиковые хомуты, герметики и пр.
Компрессор.
Остальные запчасти берутся с собой исходя из собственного понимания особенностей и технического состояния своего автомобиля.
Индивидуальное снаряжение: Комплект одежды ( 0 С)
Комплект одежды (+10 С)
Дождевик
Термобелье (для сна)
Берцы или трекинговая обувь
Резиновые сапоги
Теплые и простые носки 2 пары
Теплый головной убор типа спортивная шапочка
Перчатки или рукавицы
Налобный фонарик и запас батареек к нему
Ручной фонарь и запас батареек к нему
Кемпинговые фонари и запас батареек к ним.
Нож, перочинный нож (а лучше мультитул). Охотничьи ножи - брать не рекомендуется.
Влажные гигиенические салфетки, туалет/бумага и/или бумажные полотенца
Индивидуальные гигиенические принадлежности и посуда (чашка, кружка, ложка)
Спальник.
Внедорожное снаряжение: (не пригодилось)Трос металл. 25-30м Два шакла.
Рабочие перчатки из плотного материала.
Корозащитная стропа.
Хайджек.
Прибабаха хайджека для подъёма за колесо.
Санд-траки заменили досками.
Бивуачное оборудование Раскладные стулья по количеству членов экипажа.
Раскладной стол.
Газовая горелка-плита (компакт).
Газовый баллон 5л.
Аптечка (расширенная болеутоляющими, желудочными, противопростудными, противовоспалительными средствами и мазью от ожогов, а так же, при необходимости, препаратами от индивидуальных недугов, так же обязательно наличие эластичного бинта, марлевого бинта, пластыря, зелёнки и йода)
Лопаты.
Топор.
Бензопила.
Мусорные мешки.
Описание безопасности при проведении маршрута:Детальная разведка и подготовка маршрута на протяжении более семи месяцев и тридцати лет проживания и работы на острове. Соблюдение правил ПДД. Преодоление водных преград с разведкой. Пожарная охрана – принципиальное использование только газовых горелок для приготовление пищи. Костёр был предусмотрен только в условиях форсмажора (использован однажды в дождь, во время непредвиденной ночной стоянки во время посещения Нитуйского водопада. Во время дождя на мысе Маморный, ). Техническая подготовка а/м с использованием нештатной резины, не влияющих на техническое состояние, но увеличивающих проходимость. Использование хай-джэка (не пригодилось) и др.технических средств применяемых и апробированных в более ранних автопутешествиях по РФ, Казахстану, Калмыкии, Татарстану, Карелии, Марий Эл и Чувашии.
Опасные погодные факторы: – ливень на Бошняковском перевале.
Из опасных факторов - преодоление бродов (три раза) во время прохождения Бошняковского перевала в ливень,
-чёрных зыбунов (зыбучие пески западного побережья Тонино-Анивского полуострова южнее заставы Южная).
Маршрут подробный:Южно-Сахалинск - аэропорт Хомутово – место старта-
-Долинск (техноген, ЦБЗ)
-Стародубское (орудийные башни и танковые капониры с останками боевых машин)- купание в море
-Взморье (крабовый рынок, синтоистский храм (остатки) и обед с крабами -
-Водопад на притоке реки Черемшанка-
-Бухта Тихая (походы на хребет Жданко к водопадам, экскурсия к останцам с выходами жил халцедона и гранитов, ночная съёмка, восхождение на вершину сопки для утренней съёмки)-
-Клоковский водопад – пеший поход
-Макаров (заправка, техноген, ЦБЗ)-
-Вахрушев с водопадом на р.Нитуй (бесконечный брод по реке, ночная съёмка, ночёвка на водопаде, дождь)-
-Гастелло (техноген и старые японские и советские постройки «а-ля милитари», дождик)-
-Поронайск (посещение старого аэродрома, дождик)-
-Леонидово (посещение памятников и старых японских ДОТов, дождик)
-Смирных (дождь)
-Верхний Армудан (посещение памятника, Камышовый (Чамгинский) перевал, дождик)-
-Александровск-Сахалинский (музей А.П.Чехова, скалы Три брата и Три сестры, мыс Жонкиер)-
-Дуэ (посещение водопада Воеводы и др., дождь)
-Победино (посещение мемориала ВО, 50 паралель, Харамитогский укрепрайон, )
-Смирных (музей Харамитогского укрепрайона)
-Бошняковский перевал (броды, два водопада, ливень, ночёвка на заброшенном маяке в п.Бошняково)
-Углегорск (осмотр города и памятников, солярка 44р/л)
-мыс Ламанон и мыс Стукамбис (два водопада и экскурсия на маяк, дождь)
-пос.Ильинский (сильный ветер, съёмки на море, замена ремня ГРМ)
-Южно-Сахалинск (экскурсия, осмотр города, посещение комендатуры)-
-Холмск (Холмский перевал, посещение мемориала на Холмском перевале, пеший поход по старой ж.д. к Чёртовому и Ведьминому мостам)
-Невельск (водопад на р.Салют, Ловецкий перевал, памятники погибшим морякам в городе)
-Южно-Сахалинск (экскурсия, осмотр города)-
-Корсаков (экскурсия и смотровая площадка)
-Пихтовое – разведка и попытка подготовить запасной (короткий маршрут) с восточного на западное побережье Тонино-Анивского полуострова в сторону мыса Птичий и Великан
-застава Южная (водопады, дождик)
-мыс Мраморный и берег Надежды (пешеходный маршрут, дождик)
-оз.Изменчивое (полёты параглайдеров)
-мыс Птичий и мыс Великан (двойной перевал, скалы микро-Курилы)
-Южно-Сахалинск (подъём на канатно-кресельной дороге (протяженность 1100м и 900м) на вершину г.Большевик ок.700м на у.м., концерт клуба КСП на горе приземления, ночная съёмка)
-вылет из Южно-Сахалинска (дождик)
Цель: Описать, снять и представить координаты достопримечательностей острова. С целью популяризации автомобильного Сахалина в широких слоях путешественников на материке и в Сахалинской области. Никому ничего не доказывать, проехать по острову, отдохнуть, поснимать, порыбачить, пообщаться с местными аборигенами. «Уложиться» за две недели в 35-40тыр на одного путешественника (кроме презентов и текущих расходов). Вместе с перелётом от Москвы до острова и обратно (почти удалось всем, кроме одного участника).
Противоречия: В отчёте вы найдёте разные даты. с 11 по 27 сент-2014. Это время съёмок и разные билеты авиакомпаний. По которым члены команды "ЧП" прибывали на остров и проводили съёмки. Вся команда "в полном сборе" проводила путешествие с 13 по 27 сент-2014.
Как я понял, то бесконечный спор - что лучше "ведро гаек с болтами или иноземная пузотёрка (как вариант - навороченный жЫп по цене «Боинга»)" может продолжаться до бесконечности.
Поэтому вставлю и свои три копейки.
Для меня самая лучшая машина та, которая едет.
Самый лучший водитель тот, кто выбирает оптимальное сочетание
комфортности, проходимости и понимает простые истины - не важно на чём ты добирался до точки съёмки - важно, что можно будет показать читателям и зрителям.
Самая лучшая команда, которая способна искать компромисс между желаниями и возможностями.
Потому, что тип авто, модель камеры, величина объектива и программное (на сегодняшний день) обеспечение - это всего лишь характеристики инструмента. Самого обычного инструмента, типа молотка. А уж куда им стукнуть - по пальцу или по гвоздю зависит только от желаний и мастерства автора.
Ну как-то так.
А Сахалин - замечательное место для съёмок.
Все снимки и описания достопримечательностей командой «ЧП» и «примкнувшими» выложены в хронологической последовательности с координатами и комментариями «по ходу» маршрута с их согласия в основном отчёте команды.P.S. Всех, кто любит только «правильный» образ жизни и видят в нашей команде отклонения от норм джиперской этики и т.д. !!! –
настойчиво рекомендую НЕ СМОТРЕТЬ данный фотоотчёт.С ув. АСу.
Старт планировали 13-09-2014 в 13-00.
Но погода (эта мерзкая отвратительная сахалинская барышня) внесла свои коррективы. Пришлось выехать раньше и по другой причине. Южно-Сахалинск праздновал свою очередную годовщину освобождения от японских милитаристов. И улицы города были частично перекрыты, а большей частью запружены, знакомыми по столице, автомобильными пробками. Поэтому устанавливали бортовое питание на 220v уже на объездной дороге за Южным.

Город Долинск проехали почти не останавливаясь. Так как особого энтузиазма в осмотре местной достопримечательности – целлюлозно-бумажного завода с почти столетней историей ещё японской постройки - не было. Хотя, как техноген, он может быть интересным для путешественников. Особенно бумагоделательные машины тысяча восемьсот лохматого года…
Координаты завода в Долинске: Широта: 47°20′8.95″N (47.33582) Долгота: 142°47′38.46″E (142.794017)
47.33582, 142.794017
Первым пунктом с плановой остановкой стали орудийные башни времён «холодной войны» на северо-восточном пляже посёлка Стародубское Долинского района.
И первое купание Антона в настоящем Охотском море. Остальные как-то не рискнули, поправляя капюшоны штормовок. Хотел было написать в Тихом океане (что не противоречит истине), но до настоящего океана ещё более тысячи миль и Курильские острова.
Координаты орудийных башен на северо-восточном пляже посёлка Стародубское :
Широта: 47°25′2.27″N (47.417296) Долгота: 142°47′59.72″E (142.799922)
47.417296, 142.799922
А на берегу продолжалась своя ежедневная жизнь, игрались свадьбы, ржавели суда возле ковша, ловилась рыба. Обычная субботняя суета.
И то, что для большинства организованных жиперов было суперэкстримом - здесь воспринималось как обычная рыбалка. Без всяких героических поездок с навителами, озиками и гарминами…
Для полного представления о составе нашей команды я вынужден перечислить ещё раз всех членов коллектива в алфавитном порядке, которые будут иногда «мелькать в кадре». Что бы вам понятнее было «ху из ху». И в сокращенном варианте «для удобства» на случай «форс-мажора»
Ант - аkа anton_a - он же Антон из д.Чулково, (Московская обл.)
Корт - аkа cortetey – он же Андрей г.Воронеж
Нат – просто Наташа (моя ненаглядная половина) г.Южно-Сахалинск
Стам - аkа Stamur - тоже Андрей г.Волгоград и Москва
Тан – просто Таня (это тоже ненаглядная, только не моя) г.Тула, Волгоград и Москва
И, собственно, автор этих строк. В миру не очень скромный пенсионер-флудер с простым, почти французским именем, Анатолий – aka Бывший. И прочими ник-неймами. Типа – Толстый, Худой, Dewa43 и ещё тысячей и одним ником на прочих форумах в прошлой интернетной «жизни». Из Южно-Сахалинска и самой настоящей французской провинции Катуар, что в ближнем Подмосковье. (Станцию назвали в начале 20 века в честь её основателя, российского промышленника французского происхождения Льва Ивановича Катуара, сына российского композитора Георгия Львовича Катуара. Который принимал активное участие в проектировании и строительстве Савёловской ветки. Названой так в его честь).
Пока Нат и Тан пили чай у Кристины, приветливой хозяйки в Стародубском, и знакомились с её хозяйством - Ант со Стамом добивали последние рёбра жёсткости на басике. Мешавшие колесам нормально «прыгать на кочках». В ожидании Паши aka Калючий и Вани aka Color с Катей aka Матифа. Которые должны были сопровождать наш «пепелац» в первой части путешествия.
…Или до знаменитого пророчества Димы aka Тормоз "не доедет и развалится".
Соответственно, они были на не менее стоковых «Делика» и «Форд-Мазда».
Поскольку унылый статус нашего пузотёртого «ноевого ковчега» на совсем не жЫперских колёсиках (215-90-15) не позволял нам пригласить в компанию более продвинутых люфтованых монстров. Приподнятых до десяти дюймов, типа знаменитой «Годзиллы». На цивильных штатных «мудзилах и гудиярах» от 38дюймов и выше. С шнорхелями и лебёдушками на переднице и заднице. Усиленными бамперами из железнодорожных рельсов и швеллеров. Сваренных местными Кулибиными из инструментальной стали.
Ссылка.
http://travel.drom.ru/14619/

В конечном итоге, после часовой «доводки», колеса перестали «шаркать по кузову» перегруженного шестиместного (как оказалось, семиместного) старичка «НОАХ» К тому времени подоспели Паша aka Калючий и Вани aka Color. В басик к которому мы и пересадили наших ненаглядных в более комфортные условия. Всё равно, из-за горы рюкзаков и походного шмурдяка (до потолка), было весьма проблематично разглядывать их лица.
Координаты танковых капониров в Стародубском :
Широта: 47°24′23.93″N (47.406648) Долгота: 142°50′50.86″E (142.84746)
47.406648, 142.84746
Снимки были сделаны накануне приезда основных сил команды «ЧП» на остров. Заодно и освоили некоторые приёмы владения современным боевым оружием.

Вот в таком составе мы и двинулись на северА.
В сторону второй и третьей точки нашего маршрута – села Взморье. Бывшего в советский период посёлком городского типа. Ещё раньше японского поселения Сирануи. С крабовым рынком, ж.д. станцией, затопленными шахтами, практически полностью разрушенном бывшим японским портом-ковшом — таких много на Южном Сахалине. Около полусотни, их построили в начале прошлого века.
А также остатками синтоистского храма.